Правильно, когда 100% детей с особенностями развития могут учиться и играть со сверстниками!
Почему это важно?
«Все дети имеют одинаковые права и равную ценность» - вторая конвенция ООН о правах ребёнка 20 ноября 1989 года.
Инклюзивный центр «Йом-йом» попросил ответить на эти вопросы тех, кто прожил этот опыт. Тех, кто сам отвел ребенка в инклюзивный центр. Тех, кто готов поделиться страхами, переживаниями и победами.
Как инклюзия помогает соблюдать одинаковые права разным детям?
Инклюзия - это включение человека в общество. Каждый человек вне зависимости от способностей и достижений имеет право на качественное образование, общение, дружбу и нормальную жизнь. Инклюзивная среда позволяет особым детям выйти из изоляции, стать более самостоятельными, а обычным детям - учиться общаться по-разному, развивать эмпатию и эмоциональный интеллект.
Ценность инклюзии в том, что в её условиях каждый ребенок уникален и у каждого свой путь получение нового опыта и знаний.
В Санкт-Петербурге 20 751 детей с подтвержденной инвалидность. И более 55 000 детей с особенностями ментального или физического развития. И это только данные по Петербургу.
Несмотря на доказанные преимущества инклюзии для всех, ситуация в России в сфере инклюзивного образования и осведомлённости о проблеме изоляции особых детей и их семей удручает.
Инклюзивное образование прописанное в Законе об образовании РФ становится трендом.Но на практике абсолютное большинство «особых» детей не может ходить в обычный детский сад или школу.
87%
87% детей находится на домашнем обучении
4%
4% детей имеют доступ к инклюзивному образованию в школах
1%
1% детей могут ходить в обычный сад со сверстниками
За этими цифрами стоят дети, чьи права не соблюдаются, и родители, которые не могут вернуться к обычной взрослой жизни.
Коля и Ваня, двойняшки, 7 лет
Синдром Дауна
У обоих мальчиков генетическое заболевание. До «Йом-йом» их не брали в детский сад, мама не могла работать. Денег в семье не хватало.
Гриша, 6 лет
РАС (расстройство аутистического спектра)
В «Йом-йом» Гриша научился говорить, играет с другими детьми, считает, знает буквы, различает цвета. У Гриши есть сестра-двойняшка с таким же диагнозом.
Лев, 2 года
Обычный мальчик
Говорит мама Льва: «Мой сын с детства понимать, что все люди разные и что каждый имеет право быть другим. Он помогает другим детям учиться тому, чему совсем недавно научился сам».
Маша, 4 года
ДЦП (детский-церебральный паралич)
В «Йом-йом» Маша нашла подруг, с которыми играет в куклы и лечит животных. Маша хорошо говорит. Она активная, веселая и всем интересующаяся девочка.
Как решает проблему «Йом-йом»?
Из представленной выше статистики мы можем сделать вывод, что очень мало семей имеет доступ к инклюзивной среде. Существующие штампы и предрассудки, непопулярность инклюзии у населения, неподготовленность образовательных учреждений и педагогов провоцирует изолированность «особых» семей.
Инклюзивный центр «Йом-йом» занимается системным включением и социализацией детей с особенностями развития, а также вовлечением в инклюзивную модель «обычных» детей, у себя, на базе дневного центра, и в других учреждениях: в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.
Дневной центр пребывания
Аналог детского сада для «особых» и «обычных» детей в возрасте от 2 до 7 лет. Пять дней в неделю «особые» и «обычные» дети проводят вместе: играют, занимаются, общаются. Благодаря работе специалистов, ведущих случая и сопровождающих, дети участвуют во всех процессах центра на равных.
Детские инклюзивные группы
Важный инструмент объединения детей. Дети, близкие по возрасту и целям, занимаются в небольших игровые и коммуникативных группах. Занятия каждой группы проводят специалисты по инклюзии.
Ресурсные родительские группы
Еженедельные онлайн-встречи родителей, бабушек, дедушек и специалистов нашего центра в неформальной обстановке. На группах родители вместе со специалистами центра знакомятся с современными подходами в воспитании, прорабатывают сомнения и тревоги по поводу детей и внуков.
Детско-родительские группы
Групповые занятия, на которых дети находятся вместе со своими родителями. Такие занятия мы проводим в разных форматах: игровая музыкальная группа, инклюзивный театр, онлайн-кулинария.
Сопровождение учреждений
Помощь в создании инклюзивной среды на базе образовательных и социальных учреждений. Консультирование учителей и воспитателей, проведение лекций для сотрудников учреждений, уроков добра для детей и родителей, составление вспомогательных материалов. Группы супервизии для тьюторов и специалистов, работающих с особыми детьми.
Для «Йом-йом» помогать, таким детям, как Ваня, Коля, Гриша, Лев или Маша - это продолжать выполнять свою миссию. Уверены, что мы не одни. Нас очень много, которые уверены, что детей надо защищать, но главное, права всех детей нельзя нарушать.