Кулинарный онлайн-проект для всех детей
Не знаете, чем заняться в воскресный день вместе с ребёнком дома? Инклюзивный центр «Йом-йом» приглашает семьи на онлайн-кулинарию. Ведь совместная готовка - простой, приятный и вкусный способ познакомиться друг с другом и узнать что-то новое. Встречи проходят онлайн каждое воскресенье в 17:00.
Регистрация на онлайн-кулинарию
Ведущая онлайн-занятий по кулинарии - Лена Томшинская - волонтёр «Йом-йом», автор youtube-канала «Идём к соседям на обед». В роликах Лена рассказывает про разные страны, праздники или интересные события. Этот канал для родителей, которые хотят с пользой провести время с ребёнком. Ролики короткие, в пределах 5-7 минут, красочные, яркие, весёлые.

Уже больше 8 лет Лена помогает «Йом-йом» как волонтёр : готовит вместе с детьми, покупает продукты, поддерживает центр финансово.

Подписывайтесь скорее на канал «Идём к соседям на обед» https://youtu.be/VRy6wkcW_bs

«Идем к соседям на обед»
Каждую неделю отправляемся с детьми в путешествие по разным странам и учимся готовить новые блюда
Лена Томшинская пришла в «Йом-йом» больше 8 лет назад. На занятиях сопровождала детей с особенностями развития. Активно рассказывала друзьям и знакомым про работу инклюзивного центра, приглашала стать волонтером.

— Лена, до прихода в «Йом-йом» вы знали, что-то про инклюзию? Работали с особыми детьми?

Я много лет жила за границей и меня всегда удивляла разница в восприятии разных детей – с особенностями и без. Там они были включены в обычную жизнь: в торговых центрах, в аквапарках, в бассейнах. Они посещали музеи, театры, кафе, магазины. Они имели возможность жить такой же жизнью, как и все остальные люди. Здесь, в России меня удивляло полное отсутствие в общественных местах людей с особенностями, и каждый такой человек (маленький или большой) воспринимался другими людьми, как нечто чужеродное.

Я убеждена, что все дети и все взрослые особые.

— Что вам интереснее всего на занятиях?

Мне интересна реакция детей. Как они откликаются. Потому, что многие вещи, происходящие на занятиях, спровоцированы самими детьми. Здорово, когда удаётся в моменте подхватить тему, случайно созданную детьми и раскрутить её.


«Мне хочется показать детям, что мир немножко сложнее, чем тот, который отражён на полках магазина. Откуда что берётся, как производится, как добывается?»
— Как вы выбираете темы для занятий?

Всё может дать тему для занятия: праздники, времена года, разные города, наличие свежих овощей и фруктов. Занятия могут быть привязаны к какой-нибудь познавательной истории. Например, вечный «винт Архимеда» - мясорубка. Или, как делается мука. У многих детей она делается из разного: из сыра, молока, теста или хлеба).

Мне важно научить детей самих себя кормить и не бояться этого делать. Вне зависимости от возраста и особенностей! Мне важно показать им и родителям, что это можно, что это просто: нарезать, залепить, смешать. Даже если результат сначала получается отличный от примера, который я показываю детям в начале занятия. Это всё равно съедобное и они сделали это сами!
— Лена, что хочется, чтобы обязательно было на занятиях? Например, какой-нибудь посыл детям?

Каждое занятие хочется дать детям что-то новое - продукты, умения, знания. Любое, даже самое простое, занятие даёт повод поговорить обо всём на свете. Обсудить новые вкусы, традиции, умение себя вести, умение делиться, помогать друг другу, если есть такая потребность.

Если мы печём что-то из дрожжевого теста, то это хороший повод рассказать откуда в хлебе или пирожках появились пузыри: «Сейчас мы возродим новую жизнь. Мы взяли этот порошочек, который сейчас не живой и мы его напоили, дали ему сахарку и вот он начинает жить. Он начинает разбухать, дышать, вырабатывать углекислый газ».
«Мне важно научить детей самих себя кормить и не бояться, этого делать. Вне зависимости от возраста и особенностей!»
Лена Томшинская
ведущая кулинарных занятий в «Йом-йом».
Лена, что для вас самое сложное на занятиях?

Самое сложное? Наверное, выдержать норму продуктов (Лена смеется).

У меня есть таблицы с формулами, которые помогают считать количество продуктов для занятий. Я считаю, что на каждого ребёнка должно быть готового продукта 200 грамм. Исходя из этого, рассчитывается количество ингредиентов, и это количество умножается на количество детей. И всё равно, всегда в полтора раза больше, а то и в два.

И самое трудное, наверное, это чтобы было интересно, чтобы не повторяться. Даже не в смысле блюд. Конечно, рецепты у нас периодически повторяются. Детям важно закреплять знания. Хочется, чтобы им было интересно, чтобы процесс их увлекал. Не потому, что это еда, а потому, что интересно это сделать и узнать, что-то новое для себя, узнать что-то ещё о себе и окружающем мире.

У вас теперь есть опыт онлайн- и офлайн-занятий. С чем вам было проще?

Проще с офлайн-занятиями. В онлайн-занятиях я хуже чувствую детей. Не хватает той мгновенной реакции, которая есть на офлайн-занятиях. Ты не видишь лиц, не видишь движения тел, что, конечно, многое даёт для понимания реакции детей. Позволяет понять, что изменить, или что построить иначе.

Большой плюс онлайн-занятий, что можно приготовить более сложные блюда. Во время онлайн-занятий я взяла тему кухни разных стран и народов. Готовим какое-нибудь национальное блюдо. И это повод рассказать о географических, исторических, культурных особенностях страны. Онлайн-занятия позволили сделать и показать подборку фотографий, видео о стране. Больше рассказать. Мне понравилась эта идея и я хочу перенести её в наши очные занятия.
Семья вас поддерживает?

Да! Абсолютно вся семья меня поддерживает. И морально, и материально. И внучка, и внук готовят вместе со мной. Аня, жена младшего сына помогает со съёмками, когда у неё есть возможность. Один сын подарил последний айфон для съёмок, а другой сын - осветительное оборудование.
Лена, чтобы вы сказали людям, которые ничего не знают про «Йом-йом и инклюзию?

Я бы сказала людям, вне зависимости от того, имеют они личное отношение к особым детям или не имеют - идите! Потому, что здесь получаешь больше, чем отдаешь. И не понятно, кому это более важно!

Инклюзия помогает обычным детям расширить границы своего мира и учит их жить в согласии с разными детьми, с разными людьми. Мне кажется, что для детей и для взрослых это важный и положительный опыт на всю жизнь.