Кулинарный проект для всех детей
Для обычных и особых, шумных и тихих, любящих готовить и любящих вкусно поесть.
«Мне важно научить детей самих себя кормить и не бояться, этого делать. Вне зависимости от возраста и особенностей!»
Лена Томшинская
ведущая кулинарных занятий в «Йом-йом».
Лена Томшинская, волонтер Йом-йом, автор кулинарного проекта для детей. Лена пришла в Йом-йом больше 8 лет назад. Помогала на занятиях, сопровождала детей с особенностями развития. Активно рассказывала друзьям и знакомым про работу инклюзивного центра, приглашала стать волонтером.

Когда в Лениной жизни стало больше свободного времени, она пришла к Яне (директору Йом-йом) с предложением свободных рук. Яна,узнав, что Лена любит готовить и ей это нравится, предложила вести занятия по кулинарии для детей.

Так всё и началось и с тех пор так оно и продолжается.
— Лена, до прихода в «Йом-йом» вы знали, что-то про инклюзию? Работали с особыми детьми?

Я много лет жила за границей и меня всегда удивляла разница в восприятии разных детей – с особенностями и без. Там они были включены в обычную жизнь: в торговых центрах, в аквапарках, в бассейнах. Они посещали музеи, театры, кафе, магазины. Они имели возможность жить такой же жизнь, как и все остальные люди. Здесь, в России меня удивляло полное отсутствие в общественных местах людей с особенностями, и каждый такой человек (маленький или большой) воспринимался другими людьми, как нечто чужеродное.

Я убеждена, что все дети и все взрослые особые.

— Что вам интереснее всего на занятиях?

Мне интересна реакция детей. Как они откликаются. Потому, что многие вещи, происходящие на занятиях, спровоцированы самими детьми. Здорово, когда удаётся в моменте подхватить тему, случайно созданную детьми и раскрутить её.


«Мне хочется показать детям, что мир немножко сложнее, чем тот, который отражён на полках магазина. Откуда что берётся, как производится, как добывается?»
— Как вы выбираете темы для занятий?

Всё может дать тему для занятия: праздники, времена года, разные города, наличие свежих овощей и фруктов. Занятия могут быть привязаны к какой-нибудь познавательной истории. Например, вечный "винт Архимеда" - мясорубка. Или, как делается мука. У многих детей она делается из разного: из сыра, молока, теста или хлеба)

Мне важно научить детей самих себя кормить и не бояться, этого делать. Вне зависимости от возраста и особенностей! Мне важно показать им и родителям, что это можно, что это просто: нарезать, залепить, смешать. Даже если результат в начале получается отличный от примера, который я показываю детям в начале занятия. Это всё равно съедобное и они сделали это сами!
— Лена, что хочется, чтобы обязательно было на занятиях? Например, какой-нибудь посыл детям?

Каждое занятие хочется дать детям, что-то новое - продукты, умения, знания. Любое, даже самое простое, занятие даёт повод поговорить обо всём на свете. Обсудить новые вкусы, традиции, умение себя вести, умение делиться, помогать друг другу, если есть такая потребность.

На занятиях мы говорили с детьми о дрожжах. «Сейчас мы возродим новую жизнь. Мы взяли этот порошочек, который сейчас не живой и мы его напоили, дали ему сахарку и вот он начинает жить. Он начинает разбухать, дышать, вырабатывать углекислый газ».
Лена, что для вас самое сложное на занятиях?

Самое сложное? Наверное, выдержать норму продуктов (Лена смеется).

У меня есть таблицы с формулами, которые помогают считать количество продуктов для занятий. Я считаю, что на каждого ребёнка должно быть готового продукта 200 грамм. Исходя из этого, рассчитывается количество ингредиентов, и это количество умножается на количество детей. И всё равно, всегда в полтора раза больше, а то и в два.

И самое трудное, наверное, это чтобы было интересно, чтобы не повторяться. Даже не в смысле блюда. Конечно, рецепты у нас периодически повторяются. Детям важно закреплять знания. Хочется, чтобы им было интересно, чтобы процесс их увлекал. Не потому, что это еда, а потому, что интересно это сделать и узнать, что-то новое для себя, узнать что-то ещё о себе и окружающем мире.

У вас теперь есть опыт онлайн и офлайн занятий. С чем вам было проще?

Проще с офлайн занятиями. В онлайн занятиях я не чувствую детей. Не хватало той мгновенной реакции, которая была на офлайн занятиях. Ты не видишь лиц, не видишь движения тел, что, конечно, многое даёт для понимания занятий. Позволяет понять, что изменить, или что построить иначе.

Большой плюс онлайн занятий, что можно приготовить более сложные блюда. Во время онлайн занятий я взяла тему путешествий. Онлайн занятия позволили сделать и показать подборку фотографий, видео о стране. Больше рассказать. Мне понравилась эта идея и я хочу перенести её в наши очные занятия.
Как к вам пришла идея создания youtube канала? И как вы видите его в будущем?

Идея пришла даже не ко мне, а к моему супругу. У меня была давняя идея написать книгу. Я начала, и результат был не такой, как мне хотелось. Когда случился карантин и начались онлайн занятия, муж начал говорить: "Лена, давай снимать. Давай делать ролики. Это же так красиво, интересно, а материал пропадает". Муж начал снимать, я монтировать. Так и появился youtube канал.

В роликах я рассказываю про страны, праздники или интересные события. Этот канал для родителей, которые хотят с пользой провести время с ребёнком. Ролики короткие, в пределах 5-7 минут, красочные, яркие, веселые. Там много детей.
Семья вас поддерживает?

Да! Абсолютно вся семья меня поддерживает. И морально, и материально. И внучка, и внук готовят вместе со мной. Невестка помогает со съемками, когда у неё есть возможность. Один сын подарил последний айфон для съемок, а другой сын осветительное оборудование.
Лена, чтобы вы сказали людям, которые ничего не знают про Йом-йом и инклюзию?

Я бы сказала людям, вне зависимости от того, имеют они личное отношение к особым детям или не имеют - идите! Потому, что здесь получаешь больше, чем отдаешь. И не понятно, кому это более важно!

Инклюзия помогает обычным детям расширить границы своего мира и учит их жить в согласии с разными детьми, с разными людьми. Мне кажется, что для детей и для взрослых это важный и положительный опыт на всю жизнь.