SPECIALTEENS

«Инклюзия – это большая машина, где каждая деталь важна. Она работает и включается только тогда, когда все детали вместе»

о том, как прошла летняя программа в йом-йом

рассказывает
Ника Пось

июль-август 2023
Питер – место странное, со своими особенностями и загадками. В нем, как и в любом большом городе, существует много разных мест – торговые центры, магазины, музеи, концертные залы, театры, библиотеки, парки с мороженым... В каждом из этих мест мы ведем себя по-разному, чувствуем разное и предпочитаем разное. Но есть в этом городе одно место, где можно разделить совсем другое чувство.

Ощущение Дома.
ГЛАВА 1. ПРОЛОГ
«Инклюзия – это как большая машина, где каждая деталь важна. Она работает и включается только тогда, когда все детали вместе»

Алиса
подросток, 16 лет
Многим подросткам знакомо, когда Дома тебе не место. Это странное ощущение приходит не сразу, но зато может поселиться у тебя надолго. Каждый справляется с ним по-разному, кто-то постоянно гуляет, кто-то уезжает, а кто-то пытается найти работу.

Искать работу летом – обычное дело для подростка, и каждый точно также имеет свои причины на это. Кому-то нужны деньги, кому-то нечем заняться, а кто-то пытается сбежать от этого пожирающего изнутри чувства.

Последнее произошло со мной, Никой Пось.
Ника Пось
подросток, 15 лет
Моя подруга прислала мне два голосовых сообщения по пять минут каждое, где говорила о детях. Она говорила про какой-то детский сад, про какие-то занятия, что она куда-то ходит и ей что-то в этом нравится. Я плохо понимала, что она имеет ввиду. Точнее не понимала вовсе… Какие дети, какие занятие, что такое нравится… Но одно меня точно радовало – она была счастлива.
Так я познакомилась с Йом-йом и началась эта большая летняя история, в которой нашлось место ровно для 1 фотоаппарата, 609 снимков, 31 ребенка и 29 подростков.
Одним утром я решила написать подруге с предложением развеяться. Она ответила, что занимается мега ответственной штукой и занята до 11 августа. Мне стало грустно, потому что я все лето ничем не занималась. Она рассказала мне о проекте Specialteens. Я вдохновилась и решила попробовать.
Тома
подросток, 13 лет
Мне интересна педагогика, и я хотела поработать с детьми. Как-то раз, листая электронную книгу, я не закрыла рекламу в конце страницы. Это была реклама: «Проекта-наставник: подростки работают с детьми». Я сразу записалась и попала в Йом. И даже осталась на две смены.
Марина
подросток, 16 лет
У меня давно было желание стать волонтером, я всегда хотела кому-то помогать. Наверное, поэтому мама и нашла для меня Йом-Йом. Забавно, что сначала я не очень хотела идти, подумала, что это какое-то очень уж странное место.
Лиля
подросток, 12 лет
ГЛАВА 2. ЗНАКОМСТВО
«Йом-Йом – это дети, общение и все приятные эмоции, которые существуют, веселье, радость, интерес»

Саша
подросток, 14 лет
Йом-йом – место странное. Это детский центр, но для детей здесь есть строительные наушники, песочные часы и визуалка, а ко взрослым можно обращаться на «ты».

Здесь есть гамаки, бассейн с шариками, меч короля Артура и костюм пчелы, сенсорные коробки, чек-листы и рекомендации... Сюда ходят обычные дети и дети с особенностями развития. Здесь часто звучат слова «инклюзия» и «включение».

Для меня все началось с собеседования и экскурсии. 3 этажа, 10 незнакомых комнат и много новых слов. Наверно то, через что прошел каждый подросток и не подросток тоже.

Место мне понравилось, люди мне понравились. В комнатах и странных словах я запуталась.
ГЛАВА 3. СТРАШНО
«Я всегда боялась быть той, с которой стыдно. В Йоме я поняла, что лучше стыдно, чем никогда»

Карина
подросток, 13 лет
Здесь я повстречала много таких же подростков, как и я, совершенно разного возраста. Нашей задачей в центре стало «быть рядом с детьми» и помогать им хорошо проводить время в первой половине дня.
Карина проводит игру для детей: "Шла большая черепаха и кусала всех за...".
Каждый из нас занимался тем, что нравится. Кто-то проводил организованные игры, кто-то творческие занятия, а кто-то танцевал и хлопал в ладоши.

На играх можно было укусить кого-то резиновой перчаткой-черепахой за нос или за любую другую часть тела, что назовут дети. Как-то было, что ребенок из младшей группы сказал: «артерии», и мы такие: «ЧТООО?».

Подростки на организованных играх – это люди, за которыми повторяют. Мы улыбались, и дети начинали улыбаться вместе с нами.

Но заряжать детей удавалось не всегда, особенно первое время, когда освоится тяжело и ты боишься всего, что тебя окружает.
Марина:
Я боялась, что не установлю с детьми никакого контакта и не смогу ничему научить.
САша:
Я переживала, что буду сильно уставать.
Карина:
Я боялась, что не смогу поладить с коллективом, что всем будет со мной скучно.
Лиля:
Мне было страшно, что я сделаю что-то не то и не так, меня наругают или даже выгонят.
ГЛАВА 4. АДАПТАЦИЯ
«Йом-Йом – это такое состояние, будто я ребёнок, но я всё понимаю. В иконографии есть такое понятие –младостарец, когда Христос изображается одновременно и младенцем, и старцем»

Марина
подросток, 16 лет
Каждый день в 16:00 подростки собирались и много разговаривали – о детях, друг о друге, о своем месте в Йом-йом.
Специалистка Даша проводит круг, на котором каждый подросток делится тем, как прошел его день
Мы устанавливали правила, говорили о границах – своих и чужих, границах детей и взрослых. Мы рисовали, писали, сочиняли и делали разные выводы. Начинали с рефлексии дня и заканчивали, конечно же, игрой.

За одну встречу мы успевали посмотреть фильм, разорвать 10 килограмм макулатуры, примерить голову дракона, поползать под стульями театрального зала и разработать стратегию работы на следующий день.

На эти встречи приходили специалисты центра и помогали разобраться в странных словах и предметах, которые нас окружали. Заодно начать лучше понимать разных детей и друг друга.

Эти занятия казались странными, но по итогу выходили приятными и поддерживающими.
Мне хорошо помнятся несколько встреч, на которых я узнала парочку новых для себя слов. Проприоцепция, сегрегация и интеграция... Оказывается, существует не только гиперчувствительность, но и гипо-. Это когда нам не хватает ощущений, например, обнимашек, если она тактильная или мышечная.
Саша
подросток, 16 лет
Встречи были очень классной идеей, потому что после дня с детьми ты немного уставший. Все встречи были крутыми, но самая запоминающаяся – на которой мы играли на гитаре. Это было так прикольно: одна группа людей хлопала под гитару два раза, вторая хлопала три раза, а третья топала.
Алиса
подросток, 13 лет
Особенно мне нравилось начало подростковых встреч, когда мы обсуждали первую половину дня. В этот момент мы понимали, как сегодня было каждому из нас с детьми и друг с другом. Я мог открыться и рассказать, что я чувствую и о чем я думаю. Это было самое лучшее.
Максим
подросток, 14 лет
ГЛАВА 5. ДЕТИ
«У детей есть свои привычки и интересы. Это прямо как со сверстниками, только не все говорить умеют»

Евдоша
подросток, 13 лет
Работая с детьми, мы получали много приятных эмоций и невероятную отдачу. Мы смеялись с детских фраз, удивлялись детской мудрости и внимательности. Иной раз серьёзно рассуждали, почему грязные пальцы не стоит совать в нос, и искали весомые аргументы для всех «за» и «против».
Алиса
подросток, 13 лет
Моё самое приятное воспоминание это прогулки со средней группой. В ней было несколько детей с двигательными особенностями, поэтому на прогулки мы ходили с колясками. На них мы устраивали гонки-догонялки, в которых принимали участие и обычные дети. Они могли везти коляску, бежать рядом или ехать прямо в ней. Ребята были в восторге и просили ещё и ещё, и, хотя мы немного утомлялись, это было классно и весело.
Иногда работать с детьми было сложно. Были ситуации, которые вводили нас в ступор, и мы просили помощи. Но мы всегда старались. Сложная ситуация в Йом-йом – это скорее не проблема, а вызов, головоломка. И когда ты еë решаешь, сам или с чьей-то помощью, ты чувствуешь себя победителем. Дети ставили нам вызовы, и мы их принимали.
Саша
подросток, 14 лет
Я почувствовал себя крутым, когда научил одного мальчика на группе реагировать на всё спокойней. До этого любая ситуация могла вызвать у него крик. Я понял, что так он просто привлекает к себе внимание, и стал чаще его хвалить за какие-то правильные поступки. Он понял, что на него обращают внимание, и перестал так поступать.
Йом-Йом – необычный центр. Сюда ходят дети с особенностями развития и без, чтобы играть вместе. Они не разделяют друг друга и знают, что кому-то может понадобиться больше времени на какую-то задачу и тогда можно подождать или помочь.

В Йом-Йоме говорят, что особенные дети – это как лампочки в гирлянде, которые не горят. Они есть в этом обществе, только мы их не замечаем. Но стоит найти к ним подход, и они начнут ярко светиться и добавлять свой красивый цвет. В этом нам удалось убедиться на своём опыте.
«Какого находиться и играть с особыми детьми? Так же, как и с обычными. Я бы даже не говорила, что они особенные. Звучит серьëзно и пугающе –"не такие, как все". В реальности я не заметила ничего странного или страшного. Даже у обычных взрослых людей бывают панические атаки, когда они мало что понимают и слышат. Главное – быть готовым найти подход».
ГЛАВА 6. ВКЛЮЧЕНИЕ
«Йом-Йом это такой очень вкусный кофе. Раф, в котором много молока и сливок. Он приятный на вкус и очень теплый, даже горячий»

Карина
подросток, 13 лет
Так и прошли 30 дней.

Так мы и познакомились с Йом-йом. Со странным центром, в котором для детей есть строительные наушники, песочные часы и визуалка, а ко взрослым можно обращаться на «ты».

Так мы и стали участниками большой летней истории, в которой кто-то проводил организованные игры, кто-то – творческие занятия, кто-то просто танцевал и хлопал в ладоши.

В этой истории объединились дети и подростки, а в доме по названием Йом-йом нашлось место для каждого. В том числе и для меня. Я не проводила игры или творческие занятия. Не танцевала и не хлопала в ладоши.

Найти свое место я смогла с помощью своего фотоаппарата. С ним я сделала 609 снимков игр и занятий разных детей, подростков и взрослых.

В этом была моя задача, мое место в этой истории и в этом Доме. Запечатлевать моменты. От снимку к снимку. Каждый день.

Сначала за фотоаппаратом я пряталась – прятала свою неловкость и смущение, а потом,
незаметно для себя, я вдруг вышла на свет. Ведь не нужно прятаться, когда ты дома, верно?

Взрослые, подростки, дети вокруг, наши занятия, игры, серьезные разговоры – все это обнимало меня теплой вязаной кофтой, когда я входила в Йом, и с сожалением, но заботой провожало, когда я выходила оттуда. И наверное, еще смотрело вслед ласковыми глазами.

По крайней мере, я так чувствовала. И сейчас все это со мной, едва я вспомню мой чудесный Йом-Йом.

Мой? Пожалуй, не знаю, кто тут чей...

Йом-йом научил меня, что ключик можно подобрать к каждому человеку.
Лиля
подросток, 12 лет
Йом-йом научил меня быть на одной волне с любым ребенком и взрослым вне зависимости от всего-всего разного, что у нас есть.
Алиса
подросток, 16 лет
Йом-йом научил меня быть свободным, ничего не бояться и не забывать, что я тоже особенный, как и все люди.
Максим
подросток, 14 лет
Спасибо всем участникам летней программы:
детям Мики, Пете, Гоше, Мариэль, Алеше, Диме, Никите, Мише, Паше, Федосею, Соне, Феде, Владу, Платону, Денису, Арсению и Арсению, Майе, Максиму, Марку, Алисе, Ксюше, Славику, Косте, Семену, Вивиане, Алисе, Саше, Маше, Левушке и Льву.
подросткам Рите, Лиле, Илье и Илье, Маше и Маше, Нике, Марине, Варе и Варе, Феде и Илье, Карине, Максиму, Саше, Саше и Саше, Алисе и Алисочке, Эльзе, Роме, Евдоше, Насте, Соне, Томе, Наде, Диане, Оле, Кате.
сотрудникам и волонтерам Наташе и Наташе, Кате и Кате, Татьяне, Кириллу, Злате, Насте, Насте и Насте, Даше и Даше, Ольге, Еве, Вите, Марине, Ире, Любе, Аксинье, Диме, Михаилу, Яне, Соне и Соне.

авторки текстаНика Пось, 15 лет, и Саша Адриановская, 16 лет
иллюстрацииМарина Артеменко, 16 лет
фотографииНика Пось и Настя Урусова

Проект «Хотим быть вместе: подростки» реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.